ЧТО ТАКОЕ ДОГОВОР. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ “НАДЕЖНОГО” ДОГОВОРА
Реализация коммерческих планов любого предпринимателя невозможна без совершения сделок и заключения договоров, потому что договор — это та форма, в которой воплощаются замыслы и расчеты бизнесменов, их стремление получить прибыль. Заниматься предпринимательством и не совершать сделки, не заключать договоры просто невозможно.
Все деловые взаимоотношения между субъектами рынка регламентируются законодательством и теми условиями, которые они предусмотрели в своем соглашении, и успех всего коммерческого мероприятия или операции очень часто зависит от того, как такое соглашение составлено и оформлено. Это и неудивительно, поскольку именно в договоре определяются права и обязанности сторон, их ответственность, цена, сроки, порядок расчетов и т.д.
ЧТО ТАКОЕ ДОГОВОР ВООБЩЕ?
Это не только документ, который нужен для того, чтобы оприходовать денежные средства на ваш расчетный счет. Договор — в первую очередь соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно в интересах обоюдной выгоды. Если взаимное согласие сторон отсутствует, то нет и договора.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ “НАДЕЖНЫЙ” ДОГОВОР?
Это договор, который, во-первых, заключен в ваших интересах; во-вторых, он не нарушает действующее законодательство; в-третьих, ваши интересы юридически надежно защищены, а обязанности вашего контрагента по договору строго обеспечены его ответственностью и, в-четвертых, в нем не содержится каких-либо “подводных камней” или так называемых “юридических мин”. Наличие в договоре последних создает серьезную угрозу всей сделке и может свести на нет любой прекрасный и хорошо проработанный с экономической точки зрения коммерческий проект.
Обычно любой сделке и соответственно — договору предшествует серьезная работа по поиску надлежащего партнера, по предварительному согласованию основных моментов предстоящей операции и т. д. И поэтому для начинающих непосредственную работу по согласованию всех конкретных условий будущего контракта нам хотелось бы предложить некоторые рекомендации, которые могут пригодиться.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА заключения сделки любого вида.
1. Необходимо четко представлять, что вы “затеяли”, что вы хотите сделать и что желаете получить.
К сожалению, истины “знай, чего ты хочешь” придерживаются не все. Никто и никогда вам не сможет помочь, если вы, собираясь подписывать договор, не до конца уяснили себе не только деталей сделки, но и самых важных ее моментов. Правда, данная рекомендация скорее из области психологии, чем права; тем не менее ее значение не уменьшается.
Постарайтесь создать идеальную модель предстоящей операции, что за чем последует” что должны сделать вы, что должен сделать ваш контрагент и т. д. Начертите примерную схему будущей операции, разбейте ее на этапы и сроки — от заключения договора до его исполнения, что и как должно быть сделано на каждом этапе, что для этого необходимо, просчитайте возможный риск. После этого вы будете четко представлять себе предстоящее мероприятие и будете владеть ситуацией.
Лишь затем можно приступать к составлению формулировок условий договора, обращаться за консультациями к специалистам, готовить все необходимые документы и т. д.