В последние годы конкуренция на рынке импортированных продуктов питания становится все более жесткой. Производственные компании, являющиеся основными потребителями большей части импортного сырья, теперь считают каждую копейку, которая ложится на себестоимость. Если раньше торгующие организации неплохо жили на дистрибьюции, зачастую даже многоступенчатой, то сейчас нормы прибыли заметно снизились. Производственники становятся все более разборчивыми в выборе поставщика, требовательными к соотношению цена-качество и все чаще ищут пути выхода на прямых зарубежных производителей и поставщиков.
Вкратце схема заказа и доставки арахиса из Китая выглядит следующим образом:
1. Согласование и подписание контракта.
2. В результате заключения контракта заказчик получает подписанный контракт и проформу инвойса. На основе этих документов можно начинать финансовые движения, согласно условиям контракта (открывать аккредитив или слать предоплату).
3. Как только производитель получает информацию из своего банка о фактических действиях покупателя, т. е. поступление предоплаты или уведомление об открытии аккредитива, то, начиная с этого момента, он приступает к выполнению своих обязательств по поставке.
4. Подготовка груза к отправке. Это в среднем занимает 10-15 дней. За это время производитель доставляет груз в порт, сертифицирует, проводит фумигацию, затамаживает, заказывает перевозку и т. п.
5. Заказчик шлет представителю производителя свои требования к заполнению транспортных документов. Эти требования лучше всего согласовывать со своим таможенным брокером для оптимального таможенного оформления без ненужных затруднений впоследствии.
В случае, если условия поставки FOB, то вместе с требованиями к заполнению документов заказчик предоставляет так же координаты представителя своего транспортника в Китае для согласования вопросов отгрузки (по какой контейнерной линии пойдет контейнер, когда его подавать под загрузку и т. п.).
6. Время доставки зависит от вида транспорта и конечного пункта.
Морская перевозка: занимает в среднем 30-35 дней до Одессы, Новороссийска, 35 – 40 дней до Санкт-Петербурга;
Наземная перевозка: примерно 8 дней в вагонах до Забайкальска, РФ; 11 дней до Достыка, Казахстан.
После отгрузки производитель предоставляет заказчику shipment advice (уведомление об отгрузке) с указанием основных деталей отгрузки:
– при поставке морем – это номер коносамента, номера контейнеров и пломб, дату отгрузки, название судна и т. п. Имея соответствующие номера документов несложно отслеживать движение контейнера через Интернет или обратившись к местным транспортникам.
– при поставке в вагонах – номер вагона, пломбы, копию ж/д накладной.
7. Морская перевозка: примерно через неделю после отгрузки контейнера из Циндао (Китай) производитель получает полный пакет оригиналов сертификатов и транспортных документов на груз. Заказчику отправляются сканированные копии всех транспортных документов на согласование.
Наземная перевозка: Поставки в РФ часто идут на условиях DAF Zabaykalsk. Скорость доставки примерно 8 дней от Linyi до Забайкальска. В проездных документах обычно пишется в качестве конечного пункта – станция нужная покупателю (например, Чита, номер станции такой-то). Тогда груз без задержки в Забайкальске идет в указанный конечный пункт, а получатель впоследствии проплачивает перевозку ж/д дороге по внутреннему ж/д тарифу. Если бы условия поставки были, например, DDU Чита, то пришлось бы платить по международному. Аналогично случаю морской перевозки заказчику предоставляются копии всех грузосопроводительных документов на арахис.
8. Морская перевозка: Оригиналы грузосопроводительных документов отправляются заказчику в порядке и в сроки согласно условиям платежа.
– для случая предоплаты заказчик отправляет полную оплату примерно за 10 дней (три дня уходит на перечисление и получение денег, неделя – на доставку заказчику оригиналов экспресс почтой) до прибытия груза в порт назначения.
– для случая аккредитива все документы отправляются в исполняющий банк. Заказчик получает оригиналы из банка, если условия аккредитива выполнены.
Наземная перевозка: Оригиналы грузосопроводительных документов идут вместе с вагоном.
– для случая предоплаты заказчик отправляет полную оплату сразу после получения сканированных копий всех транспортных документов. Пока полная оплата не поступит на счет продавца, транспортник производителя не пустит вагон в Забайкальск и он будет ждать соответствующего разрешения на сопредельной территории. В случае поступления средств вагон отправляется в Забайкальск, где переставляют колесную пару с заменой номера вагона. Производитель сообщает новый номер заказчику в установленном порядке.
– для случая аккредитива копии грузосопроводительных документов отправляются в исполняющий банк. Заказчик получает оригиналы вместе с вагоном, а продавец оплату, если условия аккредитива выполнены.
9. Получив груз заказчик выполняет таможенную очистку самостоятельно или силами своего таможенного брокера. Производитель будет стараться оказать максимальное содействие в вопросах оптимизации транспортных и таможенных расходов, но все тонкие вопросы по оформлению документов и вариантам платежей нужно четко и подробно согласовывать заранее.
Заказчику важно иметь хорошего транспортника, достаточно опытного и не допускающего ошибок, которые бы вели к задержке груза из-за несвоевременного предоставления документов или замечаний к их оформлению.