Около 80 процентов от общего количества перевозок грузов в мире выполняется морским транспортом, так как именно морские перевозки дают возможность доставить груз в любую часть мира с высокой сохранностью и по низким ценам.
Таким образом, заказчику нужно разобраться на каком базисе поставки лучше заказывать груз, какие есть особенности контейнерных линий, фрахтовых ставок, что включено в стоимость, а за что потребуется платить отдельно и т.п. В общем, важно ориентироваться в вопросе, чтобы сделать правильный выбор по оптимизации затрат на морскую перевозку.
Для получения первичной информации будут полезны следующие ссылки:
- Наиболее популярные базисы поставки FOB и CIF при морских контейнерных перевозках. Подробнее Инкотермс 2000.
- Виды морских контейнеров;
- Морские термины;
- Термины страхования;
- Морские надбавки.
Большинство экспортеров дают котировки на условиях доставки груза в свой порт в количестве кратном загрузке контейнера (условия FOB) или с доставкой груза в контейнере до ближайшего удобного заказчику порта (условия CIF).
Соответственно заказчик, получив от поставщика цены на условиях FOB или CIF, может уже обращаться к местным транспортникам с целью расчета оставшейся логистической составляющей уже непосредственно в свой конечный пункт.
Оптимальный вариант – подготовиться к переговорам с транспортником заранее. То есть продумать вопросы, касающиеся особенностям поставки и пожеланий к оптимизации вариантов. При этом рекомендуется учитывать особенности работы и восприятия клиента самими транспортниками.
Запросы на расчет контейнерной перевозки,таможенной очистки лучше всего формулировать таким образом, чтобы из него были понятны все нюансы и не нужно было уточнять массу деталей, которые могут оказать влияние на стоимость и возможность самой перевозки. В самом простом случае для расчета стоимости контейнерной перевозки, таможенной очистки, экспедирования, доставки на склад заказчика стоит заранее подготовить примерный пакет данных для расчета.
В дальнейшем, получив от транспортной компании нужные данные по затратам на логистику, можно будет примерно прикинуть свою себестоимость с учетом доставки.
В случае заключения контракта с поставщиком можно будет контролировать контейнерную перевозку своего груза. Для отслеживания контейнера достаточно знать его номер и контейнерную линию по которой производится доставка. Уточнить ожидаемое время прибытия можно у отправителя, у своего транспортника, у контейнерной линии или самостоятельно с помощью сервиса по отслеживанию движения контейнеров.
Скорость доставки контейнеров зависит от выбранной контейнерной линии, по которой выполняется доставка груза. Контейнерные линии имеют разное количество перегрузок в морских портах по ходу движения судна, что отражается на времени доставки контейнера в порт назначения. Во многих случая заказчики стараются экономить и выбирают более дешевые линии . Поэтому транзитное время доставки контейнера из большинства стран Юго-Восточной Азии в порты стран СНГ лежит в пределах 28-40 дней.
Следует помнить, что при контейнерной перевозке документы идут отдельно от контейнера. Поэтому следует предусматривать такие условия оплаты, чтобы был запас 2-3 дня на пересылку денег, 7 дней на доставку оригиналов экспресс почтой и плюс запас времени на всякий случай.
На практике возможны всевозможные задержки и неожиданности:
- могут быть какие-то выходные, праздники о которых заказчик и не подозревает. В результате банки по пути следования денег не будут работать в ожидаемом режиме, что добавит дополнительное время на пересылку денег;
- возможно негативное влияние погодных условий на скорость доставки почты. Например, нелетная погода из-за сильных снегопадов, дождей, вулканов и т.п.;
- линия может выдавать в качестве ожидаемой даты прибытия – один срок, а судно реально может запросто прийти раньше или позже.
В результате к прибытию судна у заказчика не будет оригиналов документов, что приведет к близкому знакомству с портовыми вымогателями и паразитами. Сразу же возникнут дополнительные неформальные платежи, чтобы на что-то власть предержащие «закрыли глаза», хотя в ряде случае могут и вовсе отказать в выгрузке контейнера. Например, при поставке морепродуктов в ряде стран требуют оригинал ветеринарного сертификата за 3 дня до прибытия судна. Доказать чтобы то ни было копиями документов не реально, а спорить бессмысленно.
Даже если удалось выгрузить контейнер, то нужно помнить о количестве свободных дней использования этого контейнера. Это зависит от предварительных договоренностей с транспортником и у разных линий это время отличается. В большинстве случает 5-7 дней до возврата контейнера у грузополучателя есть. После превышения этого срока пойдут существенные штрафы линии (демередж), которые увеличиваются прогрессивно в зависимости от времени использования контейнера. Дополнительно придется оплачивать так же хранение в порту, что выльется в немалые суммы.
В общем, однозначно дешевле выйдет заранее оплатить груз, чтобы получить все документы вовремя. Оптимизацией сроков платежей при морской контейнерной доставке лучше не заниматься.